Preview

Сибирский медицинский журнал

Расширенный поиск

ВЛИЯНИЕ КОПИНГА НА МИКРОСОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ РИСКА РАЗВИТИЯ АДДИКТИВНЫХ И ТРЕВОЖНО-ДЕПРЕССИВНЫХ РАССТРОЙСТВ У СТУДЕНТОВ

https://doi.org/10.29001/2073-8552-2018-33-4-125-130

Полный текст:

Аннотация

На процесс формирования аддиктивных и тревожно-депрессивных состояний у студентов влияют микросоциальные факторы, связанные с родительской семьей, референтной группой и учебным коллективом. Студенты-носители каждого из микросоциальных факторов риска характеризуются специфическими мотивировками потребления психоактивных веществ и специфическим неадаптивным «реализующим» копингом, связанным в первую очередь с модулями социальной поддержки (26,1% случаев) и прогноза развития стрессовой ситуации (21,7%). При этом воздействие микросоциальных факторов риска может быть ослаблено адаптивным «модерирующим» копингом, проявляющимся в модулях отвлечения от стрессовой ситуации (20,6% случаев) и эмоционального отреагирования на ситуацию (15,7%). Также и в «реализующем», и в «модерирующем» копинге имеет значение модуль рациональной оценки стрессовой ситуации (17,4% случаев для реализующего копинга и 14,7% — для модерирующего).

Об авторе

И. В. Воеводин
Научно-исследовательский институт психического здоровья, Томский национальный исследовательский центр Национальный исследовательский Томский государственный университет
Россия

канд. мед. наук, старший научный сотрудник, доцент

634014, Российская Федерация, Томск, ул. Алеутская, 4

634050, Российская Федерация, Томск, пр. Ленина, 36

 



Список литературы

1. Азбарова А. А., Гофман А. Г. Социально-психологические и медико-биологические особенности развития алкоголизма в гендерном аспекте. Наркология. 2017; 16(6): 59–78.

2. Портнова А. А., Сиволап Ю. П. Злоупотребление психоактивными веществами: связь с травмами детского возраста. Журнал неврологии и психиатрии им. C. C. Корсакова. 2017; 117(4): 92–95.

3. Kenney S. R., Di Guiseppi G., Meisel M. K., Balestrieri S. G., Barnett N. P. Poor mental health, peer drinking norms, and alcohol risk in a social network of first-year college students. Addictive Behaviors. 2018; 84: 151–159.

4. LaBrie J. W., Ehret P. J., Hummer J. F., Prenovost K. Poor adjustment to college life mediates the relationship between drinking motives and alcohol consequences: A look at college adjustment, drinking motives, and drinking outcomes. Addictive Behaviors. 2012; 37(4): 379–386.

5. Ахметова О. А., Слободская Е. Р. Употребление психоактивных веществ подростками: психосоциальные факторы риска и защиты. Бюллетень Сибирского отделения Российской академии медицинских наук. 2007; 27(3): 34–40.

6. Слободская Е. Р., Гудман Р., Рябиченко Т. И. Психосоциальные факторы эмоциональных проблем и отклонений в поведении подростков. Психиатрия. 2006; 2(20): 28–36.

7. Воеводин И. В., Бохан Н. А., Аболонин А. Ф., Белокрылов И. И., Назарова И. А. Структура, динамика и психологические характеристики мотивировок употребления психоактивных веществ у учащихся высших и средних учебных заведений. Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В. М. Бехтерева. 2014; 4: 37–42.

8. Белокрылов И. И., Аболонин А. Ф. Атарактическая мотивировка употребления психоактивных веществ среди молодежи. Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2016; 3(92): 38–43.

9. Fanale C. M., Maarhuis P., Wright B. R., Caffre K. The effect of attitudinal barriers to mental health treatment on cannabis use and mediation through coping motives. Addictive Behaviors. 2017; 69: 35–41.

10. Adan A., Antúnez J. M., Navarro J. F. Coping strategies related to treatment in substance use disorder patients with and without comorbid depression. Psychiatry Research. 2017; 251: 325–332.

11. Alonso Y., Fernandez J., Fontanil Y., Ezama E., Gimeno A. Contextual determinants of psychopathology. The singularity of attachment as a predictor of mental dysfunction. Psychiatry Research. 2018; 261: 338–343.

12. Луговская А. А. Психометрический анализ шкалы субъективно-фокусированных стратегий моделируемой методики диагностики копинг-поведения. Психиатрия, психотерапия и клиническая психология. 2017; 2: 207–215.

13. Воеводин И. В., Бохан Н. А. Когнитивно-поведенческая копинг-профилактика аддиктивных и аффективных состояний у студентов (новый подход к оценке иррациональных когнитивных установок и копинга). Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В. М. Бехтерева. 2015; 2: 42–50.

14. Mellentin A. I., Skøt L., Nielsen B., Schippers G. M., Juhl C. Cue exposure therapy for the treatment of alcohol use disorders: A metaanalytic review. Clinical Psychology Review. 2017; 57: 195–207.

15. Epstein E. E., McCrady B. S., Hallgren K. A., Gaba A., Litt M. D. Individual versus group female-specific cognitive behavior therapy for alcohol use disorder. Journal of Substance Abuse Treatment. 2018; 88: 27–43.


Для цитирования:


Воеводин И.В. ВЛИЯНИЕ КОПИНГА НА МИКРОСОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ РИСКА РАЗВИТИЯ АДДИКТИВНЫХ И ТРЕВОЖНО-ДЕПРЕССИВНЫХ РАССТРОЙСТВ У СТУДЕНТОВ. Сибирский медицинский журнал. 2018;33(4):125-130. https://doi.org/10.29001/2073-8552-2018-33-4-125-130

For citation:


Voevodin I.V. IMPACT OF COPING ON MICROSOCIAL RISK FACTORS FOR ADDICTIVE AND MIXED ANXIETY-DEPRESSIVE DISORDERS IN STUDENTS. The Siberian Medical Journal. 2018;33(4):125-130. (In Russ.) https://doi.org/10.29001/2073-8552-2018-33-4-125-130

Просмотров: 69


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-8552 (Print)