Preview

Сибирский журнал клинической и экспериментальной медицины

Расширенный поиск

Разработка компьютерного методического обеспечения повышения квалификации врачей с удаленным доступом

https://doi.org/10.29001/2073-8552-2020-35-4-150-160

Полный текст:

Аннотация

Цель работы: формулировка методологии разработки интерактивных виртуальных компьютерных симуляций (ВКС) с рейтинговой оценкой решений обучающихся и возможностью удаленного доступа.

Материал и методы. Методы инженерии знаний применялись для извлечения и формализации экспертных знаний о структуре, важности и релевантности клинико-диагностических сведений. Материалами для создания ВКС служили тексты из архивных историй болезни, лабораторные данные, мультимедийные результаты инструментальных методов исследования. Для обеспечения удаленного доступа применена сетевая трехуровневая архитектура, организационно выраженная тремя компонентами: клиент, слой бизнес-логики, слой данных. Программная коммуникация обеспечивается Web-протоколами; инфраструктурно система представлена микросервисами.

Результаты. После экспертного анализа и выявления диагностически и прогностически значимой информации была проведена ее формализация и структуризация, определена модель предметной области, выделены агрегаты и связи между ними, спроектированы программные и пользовательские интерфейсы доступа. Возможные решения обучающихся представлены в виде интерактивных справочников. Артефакты работы пользователя сохраняются в хранилище, представленном модулем работы с файловой системой сервера и объектно-реляционной системой управления базами данных. Каждый модуль задачи содержит статичные и интерактивные блоки информации. Назначение статичных блоков – предоставление обучающимся необходимых сведений для принятия клинико- диагностических решений. Интерактивные блоки предоставляют возможность выбора одного/нескольких вариантов решений из списка. Последовательность дальнейшего предъявления и контент информации определяются ответами обучающегося на вопросы интерактивного блока. Компетенции принятия решений обучающимися оцениваются с помощью балльно-рейтинговой системы. Итоговый персональный рейтинг рассчитывается как произведение всех коэффициентов, связанных с принятыми обучающимся решениями. Этот подход обеспечивает интеграцию рейтинговой системы с траекторией прохождения клинико-диагностической задачи (КДЗ), выбранной обучающимся.

Заключение. Разработанные в данном исследовании дистанционные образовательные технологии для клинических дисциплин достаточно новы и инновационны. Для совершенствования методического обеспечения дистанционного повышения клинической квалификации ведется разработка репозитория ВКС.

Об авторах

С. И. Карась
Научно-исследовательский институт кардиологии, Томский национальный исследовательский медицинский центр Российской академии наук; Сибирский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

Карась Сергей Иосифович, д-р мед. наук, заведующий отделом координации научной и образовательной деятельности; профессор кафедры медицинской и биологической кибернетики

634012, Томск, ул. Киевская, 111а;
634050, Томск, Московский тракт, 2



С. О. Колганов
ООО «Элекард-Мед»
Россия

Колганов Сергей Олегович, директор ООО «Элекард-Мед».

634055, Томск, пр. Развития, 3



С. Б. Кочетков
ООО «Элекард-Мед»
Россия

Кочетков Сергей Борисович, начальник отдела разработки программных средств

634055, Томск, пр. Развития, 3



Е. В. Гракова
Научно-исследовательский институт кардиологии, Томский национальный исследовательский медицинский центр Российской академии наук
Россия

Гракова Елена Викторовна, д-р мед. наук, ведущий научный сотрудник, отделение патологии миокарда

634012, Томск, ул. Киевская, 111а



М. В. Балахонова
Сибирский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

Балахонова Мария Вячеславовна, канд. мед. наук, доцент кафедры кардиологии

634050, Томск, Московский тракт, 2



В. В. Дацюк
ООО «Элекард-Мед»
Россия

Дацюк Валерий Валентинович, программист

634055, Томск, пр. Развития, 3



Г. К. Ноздрин
ООО «Элекард-Мед»
Россия

Ноздрин Георгий Константинович, программист 

634055, Томск, пр. Развития, 3



М. В. Сергеев
ООО «Элекард-Мед»
Россия

Сергеев Михаил Владимирович, программист

634055, Томск, пр. Развития, 3



Е. С. Касинская
ООО «Элекард-Мед»
Россия

Касинская Екатерина Сергеевна, аналитик

634055, Томск, пр. Развития, 3



Э. Э. Кара-Сал
Национальный исследовательский Томский политехнический университет
Россия

Кара-Сал Эрес Эртинеевич, магистрант 1-го года

634050, Томск, пр. Ленина, 30



М. Б. Аржаник
Сибирский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

Аржаник Марина Борисовна, канд. пед. наук, доцент кафедры медицинской и биологической кибернетики

634050, Томск, Московский тракт, 2



Е. А. Габелко
Сибирский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

Габелко Екатерина Александровна, студентка 6-го курса медико-биологического факультета

634050, Томск, Московский тракт, 2



А. Р. Титова
Сибирский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

Титова Арина Радиевна, студентка 6-го курса медико-биологического факультета

634050, Томск, Московский тракт, 2



Список литературы

1. Петрова В.Н. Возможности применения технологии проблемноориентированного обучения (PBL) в практике высшего образования (на примере ТГУ). Сибирский психологический журнал. 2017;65:112–124. DOI: 10.17223/17267080/65/9.

2. Ellaway R.H., Poulton T., Jivram T. Decision PBL: A 4-year retrospective case study of the use of virtual patients in problem-based learning. Med. Teach. 2015;37(10):926–934. DOI: 10.3109/0142159X.2014.970627.

3. Bateman J., Allen M., Samani D., Kidd J., Davies D. Virtual patient design: exploring what works and why. A grounded theory study. Med. Educ. 2013;47(6):595–606. DOI: 10.1111/medu.12151.

4. Карась С.И. Виртуальные пациенты как формат симуляционного обучения в непрерывном медицинском образовании (обзор литературы). Бюллетень сибирской медицины. 2020;19(1):140–149. DOI: 10.20538/1682-0363-2020-1-140-149.

5. Hege I., Kononowicz A.A., Berman N.B., Lenzer B., Kiesewetter J. Advancing clinical reasoning in virtual patients – development and application of a conceptual framework. GMS J. Med. Educ. 2018;35(1):Doc12. DOI: 10.3205/zma001159.

6. Cook D.A., Erwin P.J., Triola M.M. Computerized Virtual Patients in Health Professions Education: A Systematic Review and Meta-Analysis. Acad. Med. 2010;85(10):1589–1602. DOI: 10.1097/ACM.0b013e3181edfe13.

7. Consorti F., Mancuso R., Nocioni M., Piccolo A. Effi cacy of virtual patients in medical education: A meta-analysis of randomized studies. Computers & Education. 2012;59(3):1001–1008. DOI: 10.1016/j.compedu.2012.04.017.

8. Портал непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России. URL: https://edu.rosminzdrav.ru/specialistam/proekty/2/na-nashem-portale-realizovany-novyeinteraktivnye-obrazovatelnye-moduli-virtualnyi-pacient-s-ispolzovaniem-sovremennykh-simuljacionnykh-obrazovatelnykh-tekhnologii/#c971 (дата обращения: 02.11.2020).

9. Портал методического центра аккредитации специалистов Первого Московского медицинского университета. URL: https://selftest.mededtech.ru/ (дата обращения: 02.11.2020).

10. Карась С.И., Аржаник М.Б., Баев А.Е., Ваизов В.Х., Васильцева О.Я., Гракова Е.В. и др. Виртуальные пациенты с кардиоваскулярной патологией: образовательная технология повышения клинической квалификации врачей. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2019;18(6):51–56. DOI: 10.15829/1728-8800-2019-6-51-56.

11. Аржаник М.Б., Карась С.И., Гракова Е.В., Васильцева О.Я., Корнеева Т.Б., Кара-Сал Э.Э. Методическое обеспечение дистанционного повышения квалификации врачей: опыт разработки. Российский кардиологический журнал. 2019;24(12):104–108. DOI: 10.15829/1560-4071-2019-12-104-108.

12. Electronic Virtual Patients. URL: https://virtualpatients.eu (дата обращения: 01.11.2020).

13. The Regenstrief EHR Clinical Learning Platform. URL: https://www.regenstrief.org/implementation/clinical-learning (дата обращения: 01.11.2020).


Для цитирования:


Карась С.И., Колганов С.О., Кочетков С.Б., Гракова Е.В., Балахонова М.В., Дацюк В.В., Ноздрин Г.К., Сергеев М.В., Касинская Е.С., Кара-Сал Э.Э., Аржаник М.Б., Габелко Е.А., Титова А.Р. Разработка компьютерного методического обеспечения повышения квалификации врачей с удаленным доступом. Сибирский журнал клинической и экспериментальной медицины. 2020;35(4):150-160. https://doi.org/10.29001/2073-8552-2020-35-4-150-160

For citation:


Karas S.I., Kolganov S.O., Kochetkov S.B., Grakova E.V., Balakhonova M.V., Datsyuk V.V., Nozdrin G.K., Sergeev M.V., Kasinskaya E.S., Kara-Sal E.E., Arzhanik M.B., Gabelko E.A., Titova A.R. Development of computer-based methodology for remote advanced training of medical doctors. The Siberian Journal of Clinical and Experimental Medicine. 2020;35(4):150-160. https://doi.org/10.29001/2073-8552-2020-35-4-150-160

Просмотров: 27


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2713-2927 (Print)
ISSN 2713-265X (Online)