Preview

Сибирский журнал клинической и экспериментальной медицины

Расширенный поиск

Социально-психологические особенности детей после радикальной коррекции врожденного порока сердца

https://doi.org/10.29001/2073-8552-2020-35-3-59-66

Полный текст:

Аннотация

Изучение отдаленных результатов хирургической коррекции врожденных пороков сердца (ВПС) у детей является актуальной проблемой современного мира, поскольку до настоящего времени нет единых критериев оценки результатов данного вида вмешательства в отдаленном периоде.

Цель: изучить социально-психологические особенности детей с ВПС после оперативного вмешательства для прогнозирования возможных рисков нарушения адаптации в отдаленном периоде.

Материал и методы. В исследование включены 116 детей с ВПС после оперативного лечения, которые были разделены на две группы в зависимости от наличия (первая группа) или отсутствия (вторая группа) в семье неблагоприятных социально-экономических факторов. Оценено их социальное и эмоциональное функционирование в послеоперационном периоде с применением опросника Pediatric Quality of Life Questionnaire PEDsQL4.0.

Результаты и обсуждение. Более низкие значения исследуемых показателей здоровья встречались в группе детей, в семьях которых имелись различные неблагоприятные социально-экономические факторы, в том числе в динамике трехлетнего наблюдения, а также у детей с более сложной анатомией порока и у пациентов, имевших сопутствующую/ фоновую патологию.

Заключение. При наблюдении за пациентами с врожденными дефектами сердечно-сосудистой системы большое значение имеет комплексное динамическое дифференцированное наблюдение. Создавая программу реабилитации, необходимо учитывать все компоненты здоровья, в том числе психосоциальное функционирование ребенка, и на этой основе осуществлять персонализированный подход в реабилитации.

Об авторах

А. А. Аникеенко
Научно-исследовательский институт комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний
Россия

Аникеенко Александра Александровна, аспирант

650002, Кемерово, Сосновый б-р, 6



Л. Н. Игишева
Научно-исследовательский институт комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний
Россия

Игишева Людмила Николаевна, доктор медицинских наук, ведущий научный сотрудник, лаборатория пороков сердца, Научно-исследовательский институт комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний; профессор кафедры педиатрии и неонатологии, Кемеровский государственный медицинский университет

650002, Кемерово, Сосновый б-р, 6



Я. В. Данильченко
Научно-исследовательский институт комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний
Россия

Данильченко Яна Владимировна, научный сотрудник, лаборатория моделирования управленческих технологий

650002, Кемерово, Сосновый б-р, 6



Т. В. Авдюшкина
Кузбасская клиническая психиатрическая больница
Россия

Авдюшкина Татьяна Валентиновна, врач психолог

650036, Кемерово, ул. Волгоградская, 41



Список литературы

1. Рябкина Н.Н., Шестакова В.Н., Ларионова О.В. Особенности социального анамнеза у детей, имевших оперативное вмешательство по поводу врожденного порока сердца. Вестник Смоленской государственной медицинской академии. 2010;4:53–57.

2. Новиков Е.И., Карпов Е.А. Прогностические факторы неблагоприятного течения и исходов лечения врожденных пороков сердца у новорожденных. Тюменский медицинский журнал. 2018;20(1):9–10.

3. Knowles R.L., Day T., Wade A., Bull C., Wren C., Dezateux C. et al. Patient-reported quality of life outcomes for children with serious congenital heart defects. Arc. Dis. Child. 2014;99(5):413–419. DOI: 10.1136/archdischild-2013-305130.

4. Хайретдинова Т.Б., Хабибуллина А.Р. Реабилитационный потенциал детей, перенесших радикальную коррекцию септальных врожденных пороков сердца. Медицинский вестник Башкортостана. 2017;12(6):35–39.

5. Игишева Л.Н., Аникеенко А.А., Шмулевич С.А., Сизова И.Н. К вопросу комплексной оценки здоровья детей, оперированных по поводу врожденных пороков сердца. Комплексные проблемы сердечно-сосудистых заболеваний. 2019;8(4S):42–50. DOI: 10.17802/23061278-2019-8-4S-42-50.

6. Lang R.M., Badano P.L., Mor-Avi V., Afilalo J., Armstrong A., Ernande L. et al. Recommendations for cardiac chamber quantification by echocardiography in adults: An update from the American Society of Echocardiography and the European Association of Cardiovascular Imaging. Eur. Heart J. Cardiovasc. Imaging. 2015;16(3):233–271. DOI: 10.1093/ehjci/jev014.

7. Киселева М.Г. Психологическая реабилитация детей с ВПС младенческого возраста в период хирургического лечения. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017;6(3(20)):300– 302.

8. Исаева Е.Р., Мухитова Ю.В. Критерии оценки эффективности психосоциальной реабилитации: современное состояние проблемы. Социальная и клиническая психиатрия. 2017;27(1):83–90.

9. Ионина О.С. Факторы, определяющие психологическое здоровье ребенка. Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2017;1(33):19.


Для цитирования:


Аникеенко А.А., Игишева Л.Н., Данильченко Я.В., Авдюшкина Т.В. Социально-психологические особенности детей после радикальной коррекции врожденного порока сердца. Сибирский журнал клинической и экспериментальной медицины. 2020;35(3):59-66. https://doi.org/10.29001/2073-8552-2020-35-3-59-66

For citation:


Anikeenko A.A., Igisheva L.N., Danilchenko Y.V., Avdushkina T.V. Social-psychological characteristics of children after radical correction of congenital heart disease. The Siberian Journal of Clinical and Experimental Medicine. 2020;35(3):59-66. (In Russ.) https://doi.org/10.29001/2073-8552-2020-35-3-59-66

Просмотров: 15


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2713-2927 (Print)